Родителям первоклассников посвящается

Заметка с полезностями

Школьная «Первоклассная зарисовка». С полезностями. Без школьных ужасти­ков, ругалок и саркастических наблюдений. Практично для родителей перво­классников.

Стояла на линейке у семиклассника Михи. Удивлялась взрослости «среднешкольников», наблюдала за взглядами пап, провожающих чуть прикрытые юбками выпуклости старшеклассниц, умилялась малышне с бантами, букетами и пока ясными глазенками... Во время линейки малыши-первокЛассники срывались с места и бежали к родителям отдавать букеты, с которыми так и не поняли что делать, или просто просились на руки. Кто-то искал глазами маму — папу, кто-то все время махал ручкой, привлекая вни­мание. Только несколько человек стояли «смир­но» солдатиками. Будущие «ботаны» — сказал кто-то из подростков:-). После линейки малышей-первоклашек забирали домой — один из мальчиков в серьезной бабочке, с лентой- перевязью через плечо плакал: «Не хочу уходить!!!». А мама его уговаривала: «Ты завтра честно еще пойдешь в шко­лу». А Миха с одноклассниками ухмылялись в пробивающиеся усы. Глазела на волнующихся родителей, трогательных без-зубиков-первоклашек и решила быстро писать Ребенковедческие советы, чтоб первая праздничная неделя не закончилась ежедневными слезами.

1. Признак физической — телесной готовности к школе — начало смены зубов. Вся школьная нагрузка — интеллектуальной, эмоциональной, физической усталости — ляжет на маленькое тельце. Если так сложилось, что у наших первоклашек зубки еще не начали меняться, прямо сейчас начинаем усиленно укреплять тело. Тем, во что верите, — витами­нами, гомеопатией, сбалансированным пи­танием, зарядкой, режимом... Первая неделя школы — новая нагрузка — иммунитет часто не справляется.

2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задает малышу вопросы о мотивации. Мотивация бывает игровой (детка идёт в школу играть). И играет он по своим правилам. Если он устал от игры — все сидим за партой — он встает посреди уро­ка и начинает бродить, говорить или кушать. Такой ребенок берет с собой в школу много игру­шек. Мотивация ребенка может «дозреть», но первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребенок не решил «выйти из игры». Мотивация социаль­ная — ребенок идет в шко­лу дружить. И он больше будет болтать и тусить. Ему важно помочь постро­ить отношения, и такой ре­бенок может отказываться учиться, говоря: «Со мной ник­то не дружит». Мотивация достижений — я иду в школу за «12-тками». В первом классе оце­нок не ставят. И всегда учиться на 12 баллов невозможно. Такой малыш может, если мы не «дадим ему разрешение», быть разным, если мы позволим не оправдывать наши амбиции, превратиться в перфекциониста и невротика. Мотивация учебная — зрелая. Когда ребенок идет учиться, и так тоже бывает.

3. Первые две недели малыш очень устает —новый режим, общее напряжение семьи, при­выкание к новым отношениям, новая непри­вычная нагрузка — пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог выбегаться после школы или про­сто выспаться. Многие первоклашки стано­вятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели — это нормально.

4. Доли мозга, которые отвечают за удержание ребенка в одной позе, включаются в работу после 7 лет. Малыши не могут быть усидчивыми, не бе­гать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний дать детям возмож­ность разрядки, хотя бы не ругайте их за состоя­ние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и прочее.

5. Только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы, подчиняться ее правилам. Ощущают себя частью группы — мы — ученики, одноклассники, дети. Многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации. (Учителя часто рассказывают, что часть первоклашек на слова: «Дети, откройте кни­гу» не реагируют. Говоря: «Я не дитя, я Саша».)

6. Если ребенок — единственный ребенок в семье или он не был в садике, он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом прикосновениям. Он может сильнее уставать ижаловаться на то, что его обижают (прикосно­вения других он может расценивать как arpeссию), — с таким ребенком почаще нужно играть в контактные — телесные — игры. Он может после школы быть как чрезмерно активным, так и очень вялым.

7. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин — ребенок может ее бояться. Ребенку важно говорить — учительница говорит гром­ко не потому, что сердится, а потому что хочет чтоб ее все услышали. И дома важно играть в шумелки.

8. Для того, чтобы деткам облегчить адап­тацию, лучше в первые недели сентября устраи­вать встречи деток-одноклассников в игровых центрах, на пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.

9. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее «оторвать от себя» — это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это синдром понедельника. Пос­ле близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду. В утро понедельника за­медляем темп, расстаемся, обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя — браслет, значок кулон.

10. В школе — чем раньше, тем лучше — де­лаем коллаж из фотографий мордашек деток обрисовываем всем классом ладошки, вырезав их или просто развешиваем по стенам. Когда ре­бенок приходит в класс и видит «себя», он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».

11. Мы должны точно знать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользо­ваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями Если я трачу силы на то, чтобы что-то удержать мне не до приема новой информации.

12. Многие чувствительные дети восприни­мают мир «носом». (У таких деток, как правило, есть напряжение в поджелудочной железе.) Они не будут есть продукт, который плохо для них пахнет, не смогут себя комфортно чувствовать в наполненной запахами столовой. Пожалуйс­та, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребенок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и прочее. Помните, что это не каприз ребенка.

13. Чем сильнее отвлекается обычно ребенок, тем ближе к учителю он должен сидеть, чтоб была возможность прямого контакта, глаз, тем чаще нужно проветривать помещение.

14. Первые школьные недели вся семья задает вопрос: «Ну как?!». О школе — либо хорошо, либо ничего:-). Так же и в присутствии ребенка об учи­теле. Если есть ситуация, в которой ребенку не­безопасно, — ребенок должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову. Но дома он свою воспитательную дозу получит.

15. Пожалуйста, будьте внимательны к изме­нениям в поведении ребенка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму по­лучает в большей степени тот ребенок, который наблюдает, как на его одноклассника учитель кричит или унижает его. Слушайте, что ребенок рассказывает, во что играет.

16. Родителей первоклашек ждет еще одно испытание — перефокусировка авторитетности.

Раньше детка слушалась и воспринимала как ис­тинную информацию от папы и мамы — сейчас в речи ребенка появятся фразы: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты не прав»).

17. В первом классе не должны задавать домашнее задание. Но если оно все же есть — с каждым днем сокращаем свое присутствии в делании уроков.

18. Книги, которые, в принципе, можно тайком подарить и учителям. Фабер: «как говорить, чтобы дети учились», «как говорить, чтобы дети слушали». Монина: «как преодолеть трудности в обучении детей». Кволс: «воспитание без наказа­ния». Гиппенрейтер: «общаться с ребенком. Как?».

19. Для очень чувствительных, обидчивых де­ток, особенно если из фамилии легко сделать «дразнилку», для того, чтобы «сделать приви­вку» против обид, дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.

20. Для деток-негативистов, которые при­выкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаем вопрос: «Что было хорошего?».

Если ребенку сложно — вначале начинают гово­рить взрослые.

Вечером можно поиграть в игру: что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.

21. Желательно в конце первой недели устроить домашний праздник.

22. Для профилактики болезней, усталости, сопротивления — 1 раз в три недели можно непедагогично с разрешения учителя прогулять школу, чтобы ребенок мог сбить темп и чтобы его тело не включало режим «психосоматики».

23. Желательно первые 3 недели учебного года не нагружать ребенка дополнительными новыми кружками и секциями.

24. Деликатная тема. Возраст младших школь­ников относится к генитальной фазе развития по З. Фрейду. Это время усиления мастурба­ции (останавливаться на причинах тут не буду). Ребенок, переживающий разлуку с родителями, пытающийся почувствовать близость с ними, не знающий, как снять напряжение другим об­разом, может прикасаться, причем прилюдно, к своим интимным местечкам.

1. Мастурбация нормальна.

2. Стыдить, ругать, пугать ребенка нельзя.

3. Важно сказать, что к интимным частям тела мы не прикасаемся в общественных местах.

4. Важно следить за гигиеной.

5. Важно обеспе­чить ребенку разрядку напряжения другими спо­собами.

6. Родителям важно гармонизировать свои сексуальные отношения.

7. Важно наполнить ребенка своим телесным теплом — в обниманиях, поцелуях и прочее.

25. Что бы ни происходило накануне в семье, с какой бы ноги не встало все семейство, ребен­ка важно проводить в хорошем настроении. Чем больше мы его наполним теплом, как витамина­ми, тем легче ему будет осваивать новые миры.

26. Несколько лет подряд я писала сыну Михе в школу письма (малышам их можно рисовать).

На конверте было написано — вскрыть после 2-го урока. В письме — пару теплых слов. Это витамины любви, которые помогут детке оста­ваться с вами в контакте, даже без визуально­го контакта. Это наша возможность сказать — я с тобой.

Пусть школьные годы, хотя бы первый, прине­сут семье устойчивую радость.

Кiлькiсть переглядiв: 414

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.